Карма. Часть 1: Что такое карма? Виды кармы

В предыдущих своих статьях я неоднократно употреблял термин «карма» и кратко объяснял, что это такое и как работает этот беспристрастный закон Бога. В этой статье мы подробно разберем:

  • что такое карма?
  • на кого и как действует карма?
  • есть ли карма у животных?
  • как рождается карма?
  • какие виды кармы бывают?
  • что такое колесо кармы?

Оглавление

  1. Что такое карма
  2. Как рождается карма
  3. Колесо кармы
  4. Виды кармы
  5. Карма и лучник

 

Часть 2 Главы 6 – 8

Часть 3 Главы 9 – 17

1. Что такое карма

В одной из предыдущих статей Вся правда о медицине или почему бьют врачей я открыл небольшой секрет о том, что на самом деле врачи не спасают жизнь это большое заблуждение. Они не могут спасти жизнь, т.к. всё дело в карме. К пониманию этого я пришел не сразу.

Долгое время я изучал и пытался понять, что такое карма и как она действует. Желание докопаться до истины возникло из другого желания – попытаться разобраться в собственной жизни, объяснить череду невзгод, природу повторяющихся событий, а применительно к другим людям – почему к одним людям жизнь несправедлива с самого детства, а к другим благосклонна. Ответ пришел несколько лет назад, когда я начал постигать йогу, стал вегетарианцем, узнал что такое праноедение и открыл возможность жизни без еды на собственном опыте. Сам ответ не снизошел на меня с неба и не возник спонтанно в моей голове, как это случается у многих современных лжегуру, а был получен из древних ведических писаний, которые я стал изучать и которые изучаю и по сей день.

Карма – закон причин и следствий. Принцип действия кармы – справедливость: за благочестивые поступки – мы будем вознаграждены, за греховные поступки – наказаны. Это универсальный и беспристрастный закон Бога, который действует на всех живых существ населяющих материальный мир.

Новая карма (плохая или хорошая) приобретается только душами (дживами) в человеческих телах, т.к. только живым существам в человеческом теле дано сознание – совокупность ума и разума.

Души получившие животные тела или тела растений не зарабатывают новую карму, т.к. по своей природе они лишены сознания, эти души наоборот отрабатывают свою карму, находясь в соответствующих телах. Из этого следует, что все души получившие нечеловеческую форму жизни (кошки, собаки, свиньи, рыбы, птицы, змеи, растения и т.д.) в своих прошлых воплощениях уже были в человеческом теле и своей деятельностью заработали плохую карму, в связи с чем получили соответствующие тела. Когда-то им вновь будет дана возможность получить человеческое тело, но для этого возможно потребуются миллионы лет и миллионы перевоплощений. О сансаре – перевоплощении души мы поговорим в отдельной статье.

Определение кармы, которое было сформулировано выше, может показаться каким-то сказочным, неправдоподобным. Еще бы! Ведь оно не вписывается в тот мир, который нам известен, а точнее, в те традиционные знания, которым учат всех. Но от этого кармический закон не перестает существовать и тем более действовать. Понимание двух вещей –

  1. что такое карма и как она действует, и
  2. что такое душа и как она перевоплощается,

позволяет понять и объяснить многие жизненные события и ситуации, которые находятся за гранью нашего понимания и на которых обычно ставят клеймо «случайное событие», «судьба» или «злой рок».

2. Как рождается карма

Само по себе чистое сознание – это и есть душа несвязанная с материей (телесной оболочкой), но в данном случае этот термин мы употребляем в таком понимании: если живое существо наделено сознанием (совокупностью ума и разума), то оно способно осознавать себя и свои поступки, т.е. действовать осознанно. Следовательно, только в человеческой форме жизни возможно соблюдать законы, следовать дхарме (своему долгу) или наоборот заниматься греховной деятельность. Отсюда рождается карма – хорошая или плохая. У животных нет сознания, поэтому они не могут нести ответственность за свои поступки, а поэтому новую карму они не зарабатывают.

Итак, карма – это череда событий, причиной возникновения которых послужили совершённые поступки живого существа (души), во всех его человеческих формах воплощений.

3. Колесо кармы

Понятие кармы не означает только те события-следствия, которые мы испытываем на себе в результате совершенных поступков. В понятие кармы входят также и наши поступки, которые явились причиной будущих событий. Другими словами, пока мы рождаемся и умираем в материальном мире, связка «причина-следствие» или «поступок-последствие» – является замкнутой цепью.

Одни поступки приводят к тем или иным последствиям, а под влиянием тех или иных последствий, мы совершаем новые поступки, которые рождают новые последствия. И так будет бесконечно, пока мы заняты материальной деятельностью, не задумываемся о своей истинной природе и не пытаемся восстановить утраченную связь с Богом.

Колесо кармы имеет тесную взаимосвязь с колесом сансары – круговоротом рождений и смертей. Причиной возникновения кармы являются поступки человека, его материальная деятельность. Причиной реинкарнации души, т.е. воплощение в том или ином теле, также является материальная деятельность души в человеческом теле. Поэтому можно говорить о том, что колесо кармы и колесо сансары практически одно и то же. Если объединить два этих понятия, то получиться одно общее колесо, в котором карма будет причиной, а сансара – следствие.

Приходя к понятию реинкарнации и кармы, важно понять, что мы не тела – мы души, которые воплощаются в новом теле и несут за собой последствия своих прошлых поступков – карму.

4. Виды кармы

Веды говорят, что карма делится на несколько типов или категорий. На санскрите ее виды имеют следующие названия:

  • санчита – вся накопленная карма (плохая и хорошая);
  • прарабдха – созревшая карма, которую предстоит испытать в ближайшее время;
  • криямана – карма, создаваемая текущими действиями;
  • агама – карма от будущих (планируемых) действий.

Из определений видов кармы можно сделать вывод, что с одной стороны – прарабдха является составной частью санчита-кармы, с другой – криямана и агама кармы стоят как бы особняком по отношению к первым двум типам, но это не так. Как мы говорили ранее «причина-следствие» – это неразрывная связка, в данном случае санчита и прарабдха – это следствие, а криямана и агама – это причина, которая позже перейдет в следствие. Помните: созревшая карма оказывает влияние на наши текущие поступки, в результате которых рождается новая карма.

4.1. Санчита-карма

Санчита в переводе с санскрита означает буквально – карма собранная вместе. Это совокупная карма от совершенных поступков накопленная живым существом (индивидуальной душой) во всех ее человеческих воплощениях. Она подразделяется на известную, неизвестную и созревшую.

  • Известная карма может быть только в текущем воплощении, т.е. это те поступки, о которых нам известно, и которые можно проанализировать.
  • Неизвестная карма – это авьякта (непроявленная). Те поступки и родившиеся от них последствия, которые душа совершила во всех предыдущих человеческих воплощениях. Об этом длинном кармическом хвосте, который тянется за нами из миллионов предыдущих воплощений, мы не можем знать, т.к. при переселении души (реинкарнации) вместе с гибелью тела происходит гибель и его тонкой составляющей – ума. Все что мы можем – это собственным конечным сознанием, которое ограничено данным телом, проанализировать поступки и события в этой жизни.
  • Созревшая карма – это прарабдха. Она может быть как известной, например, вы совершили поступок в этом воплощении и реакция последовала незамедлительно или через несколько дней, так и неизвестной – основная часть созревшей кармы, которая приходит из прошлых воплощений.

Санчита похожа на айсберг: большая часть айсберга скрыта под водой – это неизвестная карма из прошлых воплощений; часть, которая над водой – это созревшая карма, прарабдха.

4.2. Прарабдха-карма

Прарабдха – это созревшая часть санчиты, плоды которой пришло время пожинать. Другими словами, это та созревшая карма, которая должна быть испытана живым существом в текущем воплощении. Ни одно живое существо не испытывает последствия всех своих совершенных поступков одновременно. Только та часть санчита-кармы, которая уже созрела, в один прекрасный момент вступает в действие в виде предопределенных событий.

Плохая и хорошая новость: прарабдха-карму почти невозможно избежать или изменить ее, через нее необходимо пройти, чтобы заплатить долги за совершенные поступки (плохая новость) или наоборот получить вознаграждение (хорошая новость). Но об этом мы еще поговорим в следующей статье «Карма и судьба».

Именно прарабдха-карму мы видим в собственном гороскопе, она представляется положением планет в момент рождения.

4.3.Криямана-карма

Криямана – это те последствия, которые формируются текущими поступками человека. Иначе говоря, криямана – это причина (наши текущие поступки), которые каждый день формируют санчиту – следствие.

Под влиянием санчита-кармы и ее созревшей части – прарабдхи, люди похожи на марионеток, управляемые невидимыми нитями тех последствий, причиной которых стали прошлые деяния живого существа в человеческих формах жизни.

Определение криямана-кармы позволяет сделать вывод, что это как раз и есть человеческая свобода воли. Наша способность к сознательному выбору и созиданию в каждый момент настоящего времени, позволяет совершать новые поступки, которые формируют нашу будущую карму-следствие (санчиту).

Разумеется под воздействием прарабдхи, которая оказывает на нас влияние, мы совершаем новые поступки. Но значит ли это, что мы продолжаем оставаться марионетками? Нет, все дело в уровне нашего сознания. Если мы совершаем осознанные поступки, четко понимая, какие последствия нам за них уготованы – значит, мы пользуемся свободой воли. Если же нам нет дела до всего того, что с нами происходит, то мы проживаем неосознанную жизнь, а значит под влиянием последствий совершенных поступков, мы совершаем новые такие же или еще хуже поступки, ввергая себя во всё большую пучину невежества.

4.4. Агама-карма

Агама – это возможная карма, которая может быть сформирована от запланированных в будущем действий. Она отражает способность человека жить осознанно, а именно планировать свои поступки и предвидеть последствия от них. Агама – это некая виртуальная часть кармы, которая возникает вместе с мыслями и планами человека и не зависит от того, станет ли индивид осуществлять их в реальности или нет.

Если вы запланировали свои действия и начали работать над осуществлением плана, то первое – это агама, а второе – криямана.

5. Карма и лучник

Итак, есть предопределенная карма–следствиесанчита и ее составная созревшая часть прарабдха. И есть карма, которую человек каждый день формирует своими сознательными или наоборот бессознательными поступками – карма-причинакриямана и агама.

Веды изобилуют примерами и историческими фактами, позволяющими лучше понять те или иные процессы и закономерности. Так и в случае с кармой Веды приводят пример-аналогию с лучником, который наглядно позволяет понять механизм действия кармы.

Лучник берет стрелу и пускает ее из своего лука. Колчан стрел за спиной лучника – это вся накопленная санчита, а именно ее непроявленная часть – авьякта, которая только собирается воплотиться в будущем. Каждая стрела, которую лучник взял, олицетворяет как само живое существо, воплощенное в определенном теле согласно его карме, так и действие живого существа в определенном направлении. Лучник не может вернуть назад выпущенную стрелу. Пущенная стрела – это прарабдха, результат которой он обязательно должен будет получить. Стрела, которую он собирается выпустить – это криямана.

В следующей статье мы поговорим о судьбе и разберем еще несколько видов кармы, а именно созревшей кармы – прарабдхи, а также узнаем, можем ли мы изменить те события, которые с нами происходят.

Продолжение:

Карма. Часть 2: Карма и судьба – есть ли разница? Примеры хорошей и плохой судьбы