


Заключительная часть приключенческого рассказа о моем путешествии на автомобиле по маршруту Кавказ-Крым. Эта часть повествует о моем разговоре с инспектором ДПС на границе КЧР, а также о моем пребывании в селе Курджиново, горных окрестностях и о поездке по горной живописной дороге в село Рожкао. Также вы узнаете, в какую топливную сумму вылилось всё мое путешествие на машине, а также увидите разницу в стоимости бензина в Крыму и центральной части России осенью 2015 года.
Часть 5
Часть 1 «Дорога к морю» ( перейти >> )
Часть 2 «Садху-санга» ( перейти >> )
Часть 3 «Крымские приключения» ( перейти >> )
Часть 4 «Крымские приключения» ( перейти >> )
22 октября я проехал Краснодар, республику Адыгею и ее столицу – г. Майкоп, Лабинск, Мостовской, Псебай и вечером после заката, когда до конечного пункта – села Курджиново оставался какой-то километр, мою машину остановили на посту ДПС. Этот пост обозначал начало Карачаево-Черкесской республики (КЧР), но примечательным было не это, а то, что за всю мою поездку (шел уже второй месяц моего автопутешествия) это был первый раз, когда меня остановили сотрудники ДПС.
Посмотреть маршрут "Керчь-Курджиново" в интерактивной карте Google
Я был спокоен, т.к. был уверен, что с моими документами, соблюдениями правил и автомобилем было все в порядке. Однако, как выяснилось, сотрудник полиции попался очень ушлый, досконально проверив все документы, заглянув в багажник, пройдя вокруг автомобиля, он медлил отдавать документы, пытаясь что-нибудь обнаружить, ну хоть какой-нибудь недостаток. И знаете, он его нашел! Не работала подсветка заднего номера, я был очень удивлен, т.к. знал, что одна лампочка там перегорела, но вторая еще работала, а руки поменять лампочку все не доходили.
Я проследовал за полицейским в пост ДПС, где выслушал нотации на тему правонарушений и ненадлежащего технического состояния автомобиля, которые должны были склонять водителя к тому, чтобы он захотел известным образом искупить свою вину. Тем временем сотрудник достал протокол, чтобы начать заполнять его, вот диалог, который последовал дальше:
- Вы ведь, наверное, знаете, что прежде чем сесть за руль, Вам необходимо убедиться в техническом состоянии автомобиля, – держа в руках протокол, сообщил мне инспектор.
- Да, Вы правы, – сказал я, – с точки зрения закона позволяющего использовать исправное транспортное средство, мой автомобиль, наверное, не удовлетворяет техническим требованиям из-за отсутствия подсветки заднего номера. Я Вам очень благодарен, что Вы обратили внимание на этот недостаток, т.к. я был уверен, что одна лампочка там еще работает. Но я также хотел бы обратиться к Вам не только как к сотруднику полиции, чей долг следить за правопорядком на дорогах, но и как к водителю. Вот, скажите, у Вас, наверняка, тоже есть автомобиль, и Вы на нем ездите?
- Конечно, есть, а что? – ответил инспектор.
- Вы же наверняка, будучи водителем, как и я, не осматриваете свой автомобиль всякий раз, когда в него садитесь, или не останавливаетесь, скажем, каждый километр, чтобы осмотреть автомобиль и убедиться в его исправности? Вы уверены или, по крайней мере, надеетесь, что Ваш автомобиль исправен, при этом Вам в глаза не бросаются какие-либо яркие признаки, говорящие о ненадлежащем техническом состоянии автомобиля, и Вы при этом не отказываетесь от того, что закон и требования к эксплуатации автомобиля нужно соблюдать.
Инспектор согласился с моим доводом, дальше наша речь зашла о Боге, о честности и справедливость, и мы оба сошлись во мнениях касаемо любви к Богу, хотя наши вероисповедания отличались. Через 10-15 минут нашей непродолжительной беседы, инспектор вернул мои документы, не наказывая меня штрафом, а я еще раз поблагодарил его за то, что он указал на недостаток и пообещал в ближайшее время его исправить – заменить злополучные лампочки.
«Все-таки у этого человека есть благочестие, хотя и спрятано оно очень и очень глубоко», – подумал я и счастливый отправился к своему автомобилю.
В Курджиново я остановился в доме одного из старших преданных, который любезно пригласил погостить. В этом селе уже давно существовала вайшнавская община, и был свой небольшой храм. Рядом с Курджиново есть еще одно маленькое село – Ершов, где основное количество жителей – кришнаиты и также есть свой небольшой храм. Некоторые преданные также были на фестивале Садху-санга в Джубге.
Село Курджиново находится в долине горной реки Большая Лаба, на высоте около 800 метров над уровнем моря и окруженное горами. Село довольно-таки немаленькое, около 4000 жителей, а вероисповедание жителей очень многообразное. В селе живут по соседству кришнаиты, христиане, мусульмане, староверы, а также представители других конфессий.
Многие частные дома сохранили здесь свой исторический старый облик – это побеленные известкой домики с деревянными окнами и ставнями. Все дома тут сложены в основном из камней-голышей, которые составляют русло протекающей сквозь село реки Б. Лаба. В селе нет газа, поэтому отопление у всех печное, а печки тут тоже сложены у всех из тех же голышей и кирпича.
Но больше всего меня удивило в Курджиново вовсе не внешний облик села и домов, а другое. Это то, как у всех или по-крайней мере у многих, организована канализация. Общей канализации в селе нет, чтобы кто-то рыл ямы на своих дворах для слива сточных вод из дома, я тоже не видел. Возможно, ямы не рыли из-за каменистого грунта и сложности таких работ. Все было до безобразия просто: канализация со всех домов выходила к себе на участок, а дальше по выкопанным желобкам прямо на грунтовые улицы села.
«Какой кошмар!» – скажет читатель. Я тоже так думал, и не понимал, как же так, почему бы не вырыть ямы и пусть сточные воды уходят в землю и фильтруются там! Однако, как мне сказали, в этом ничего страшного нет, все дело в климате. И в самом деле, на улицах совершенно не было никакого неприятного запаха, а наоборот пахло свежестью, лесом, и дымком от печек. Все эти сточные канализационные воды впитывались в землю и вымывались дождями, и так тут было заведено давным-давно, поэтому никто кроме меня на сей факт не обращал внимание, природа сама обо всем позаботилась!
В Курджиново я гостил недолго – 4 дня, за это время я успел немного ознакомиться с местной жизнью, а также съездить в горы. Местная природа по живописности, конечно, уступала крымской, но и здесь было на что посмотреть, особенно в горах. На второй день своего пребывания я в обществе местных вайшнавов поехал в Рожкао.
Посмотреть маршрут "Курджиново-Рожкао" в интерактивной карте Google
Дорога в это горное село лежит через живописные места и проходит вдоль горной реки Большая Лаба, которую с обеих сторон окружают горные хребты. После Псемена асфальт заканчивается, и дальше вся горная дорогая состоит из грунта и камня. Я долго думал, стоит ли рисковать и ехать дальше или нет. Дело в том, что еще в Севастополе перед отъездом я пробил покрышку на своем колесе, и при осмотре выяснилось, что резина уже сильно изношена и потрескалась, сколько я на ней еще протяну неизвестно. Колесо пришлось отремонтировать т.к. недорогих вариантов своего размера я не нашел, к тому же был октябрь и летнюю резину вытеснил рынок зимней.
В общем, желание путешествия по еще неисследованным мной местам в итоге победило, поэтому я осторожно, но уверенно поехал в горы. Места были очень красивые. Через бурлящую горную реку проходили деревянные мосты, по которым ездили автомобили и даже грузовики. Дорога все время петляла сквозь высокие горные пики, то приближаясь вплотную к реке, то удаляясь от нее. Навстречу попадались большие грузовики, груженные громадными бревнами. Так неспешно мы проехали около 30 км и добрались до Рожкао, где нас ждали вечерние сумерки.
Навигатор показывал, что в Рожкао высота над уровнем моря составляла около 1100 метров. Но дорога вела дальше высоко в горы и заканчивалась еще через такое же расстояние (30 км) в горном поселке Пхия, вблизи которого находятся кислые термальные источники. Возможно, когда-нибудь я и там побываю, а сейчас нужно было возвращаться. Обратно мы ехали уже в кромешной тьме.
На следующий день я покинул Карачаево-Черкесскую республику. Мой путь лежал через Ставрополь – Элисту – Волгоград – Саратов. Через пару дней, в последние дни октября, я оказался в Самарской губернии. Мое осеннее путешествие на автомобиле длительностью 1,5 месяца закончилось, но незабываемые впечатления остались.
По возвращению я решил подсчитать свои транспортные расходы за все время путешествия, которые состояли из бензина и паромной переправы. Каждый раз, когда я заправлялся, я записывал свои расходы в записную книжку. Бензин я заливал либо 92 либо 95, но преимущественно 92, т.к. особой разницы кроме цены не ощущалось.
Заправки на которых я заправлялся: в России – это Роснефть, Башнефть, Татнефть, Газпром, DL (ДиОйл); в Крыму это TES, но в основном Европетролиум в Севастополе – хорошая недорогая сеть заправок. На Лукойле или других дорогих заправках я никогда не заправляюсь, т.к. не считаю нужным переплачивать за бренд. И не нужно мне говорить, что на Лукойле бензин лучше, или чище, или качественнее. Меня вполне устраивает цена и качество топлива на тех заправках, на которых я привык заправляться, а автомобиль у меня далеко не первый.
Из таблицы ниже, вы можете сравнить стоимость бензина в разных городах и в частности в центральной России и Крыму. Помните в 3 части статьи «Жизнь в Крыму после референдума, вся правда», я писал о том, что цены на бензин в Крыму так и не стали российскими? И вот тому подтверждение по факту поездки осенью 2015 года.
Марка бензина | Город/область (заправка) | Цена (руб/л) | Заправлено (л) | Сумма заправки (руб) |
95 | Самарская обл. | 32,5 | 26 | 1000 |
92 | Балаково, Саратовская обл. | 32,5 | 43 | 1396 |
92 | Калач-на-Дону, Волгоградская обл. | 33,8 | 29,5 | 1000 |
92 | Ростовская обл. | 32,6 | 30,68 | 1000 |
95 | Ростовская обл. | 35,7 | 11,21 | 400 |
92 | около Джубга, Краснодарский край (Русойл) | 32,6 | 49 | 1600 |
95 | около "Порт-Кавказ", Краснодарский край | 38 | 15 | 570 |
92 | Судак, Крым | 40 | 26 | 1000 |
95 | около Гурзуф, Крым | 39 | 25,6 | 1000 |
92 | около Гурзуф, Крым | 37 | 13,5 | 500 |
95 | Севастополь, Крым (Европетролиум) | 37,9 | 26,38 | 1000 |
95 | Севастополь, Крым (TES) | 41,4 | 24,15 | 1000 |
92 | Севастополь, Крым (TES) | 37,9 | 26,38 | 1000 |
95 | Севастополь, Крым (Европетролиум) | 37,9 | 26,38 | 1000 |
95 | Севастополь, Крым (Европетролиум) | 37,9 | 26,38 | 1000 |
92 | Севастополь, Крым (Европетролиум) | 36,6 | 40,98 | 1500 |
92 | Алушта, Крым | 37 | 27 | 1000 |
92 | Алушта, Крым | 37 | 42 | 1550 |
92 | около Анапы, Краснодарский край (Газпром) | 34,7 | 43,23 | 1500 |
92 | около Лабинск, Краснодарский край (ТНГ) | 34,2 | 29 | 1000 |
92 | Курджиново, Карачаево-Черкессия | 34,2 | 50 | 1710 |
95 | Элиста, Калмыкия | 37,4 | 26,7 | 1000 |
92 | Волгоград | 33,5 | 30 | 1000 |
92 | Саратовская обл. | 33,8 | 29,5 | 1000 |
92 | около Сызрань, Самарская обл. | 34 | 15 | 500 |
ИТОГО | 732,57 л | 26 226 руб. |
К топливным расходам стоит еще добавить сумму потраченную на паромную переправу из Кубани в Крым и обратно:
Керченская паромная переправа | Цена за мой автомобиль (руб) | Цена билета с человека (руб.) | Сумма заправки (руб) | |
Кубань – Крым | 1688 | 162 | 1850 | |
Крым – Кубань | 1688 | 162 | 1850 | |
ИТОГО | 3 700 руб. |
Как видите на дорогу было потрачено почти 30 тыс. руб. к этой сумме стоит добавить расходы на питание и проживание. Это для тех кто любит считать. Разумеется потраченные деньги не могут сравниться с теми впечатлениями, которые были получены от поездки. На этом у меня все. Буду рад вашим комментариям и мыслям.
Ваш МИР БЛАГОПОЛУЧИЯ
07.07.2016 в 10:48
Прочитал все пять частей Вашего автопутешествия за пару дней. Можно сказать на одном дыхании
Очень понравилась манера изложения, хочется продолжения. Сам люблю путешествовать и особенно горы.
Сейчас с семьей изучаем карту связанную с вашим маршрутом. В Крым, наверное, как нибудь в другой раз поедем, может к тому времени уже и мост построят. Думаем последовать Вашему примеру и посетить Курджиново, Рожкао и заехать чуть дальше, добравшись до Пхии с ее кислым источникам. Судя по описанию и вашим фотографиям дорога там каменистая, видимо придется тоже ехать на паркетнике или на легковой там можно проехать?
09.07.2016 в 20:01
Спасибо, Юрий. Дорога до Рожкао в целом нормальная, есть места размытые видимо весенними паводками с крупными булыжниками. Конечно в горы лучше ехать на авто с более менее высокой подвеской, не на легковой машине. Видел, проезжал там местный на разбитой девятке, но в основном ездят на джипах, уазиках и на уралах – бревна возят. Какая дорога за Рожкао я не знаю.
21.01.2018 в 06:23
Случайно наткнулась на статью про переезд в Москву, прочла всё на одном дыхании, очень интересно и познавательно