Карма. Часть 1: Что такое карма? Виды кармы

В предыдущих статьях мы неоднократно употребляли термин «карма». Так как мы уже неоднократно писали ранее и кратко объясняли суть этого процесса, сегодня постараемся вникнуть в детали. Наконец, разберёмся как  устроен и работает этот «механизм Бога».

Сегодня же, в деталях рассмотрим следующие нюансы и ответим на эти вопросы:

  • так что же такое карма и какова её суть?
  • на кого и каким образом она действует?
  • есть ли карма у животных?
  • каким образом она зарождается?
  • какие виды кармы бывают?
  • что такое вечное колесо кармы и сансары?

Что такое карма

Как уже упоминалось ранее, в одной из первых статей — Вся правда о медицине или почему бьют врачей, мы объяснил один небольшой секрет о том, что по факту врачи не спасают жизнь.  Это одно из самых больших заблуждений в нашем мире.

Они не могут спасти ничью жизнь, это просто не в их силах. Тут абсолютно всё зависти от кармы. К пониманию этого, к сожалению, многие приходят не сразу. Некоторые — вообще никогда.

На протяжении долгого времени я вникал и пытался разобраться, понять, что же такое карма.  Как она устроена и работает? Огромное, дикое желание добраться до главной истины возникло из другого моего желания. Для меня было жизненно важно разобраться в своей собственной, текущей жизни. Попытаться объяснить череду неудач и невзгод. Понять суть и природу повторяющихся негативных событий. Очень важным мне казалось понять эту ситуацию применительно к другим людям – почему к одним жизнь крайне несправедлива с раннего детства, а к другим значительно более благосклонна и постоянно одаривает их подарками судьбы.

Ответ на это вопрос мне стал очевиден 4 года назад, когда я начал изучать йогу, как учение и стал вегетарианцем. После, я познал, что такое праноедение. Полностью осознал и понял возможность жизни без еды на собственном опыте. Сам ответ не снизошел на меня с неба. Не было и божественных откровений. Он возник спонтанно. В моей голове, как это случается у многих современных лжегуру.  На самом деле, тот ответ был получен из очень древних, ведических писаний, которые я внимательно изучал тогда и продолжаю делать это по сей день.

Карма

Карма – закон причин и следствий. Начнем с того, что сам принцип действия кармы это — справедливость. За благородные и добрые поступки мы будем щедро вознаграждаться. Наоборот, за плохие мысли и действия последуют наказания кармы. Согласитесь, это очень продуманный и универсальный механизм. Это самый беспристрастный закон Бога, который действует везде и на всех. Все живые существа, населяющие  наш мир подчинены этим правилам и догмам.

Новая карма (плохая или хорошая) приобретается только душами (дживами) в человеческих телах, т.к. только живым существам в человеческом теле дано сознание – совокупность ума и разума.

Души получившие животные тела или тела растений не зарабатывают новую карму. Увы это так. Они по своей природе лишены сознания. Эти души, наоборот, отрабатывают свою карму, находясь в таких телах. Из этого следует, что все души получившие нечеловеческую форму жизни (кошки, собаки, свиньи, рыбы, птицы, змеи, растения и т.д.) в своих прошлых воплощениях уже были в человеческом теле и своей деятельностью заработали плохую карму. Именно поэтому они теперь выглядят так и имеют такую жизнь. Возможно, позже, им вновь будет дарована возможность жить в теле человека. Хотя, для этого может потребоваться несколько веков или даже тысячелетий. Миллионы лет и миллионы перевоплощений. О сансаре, как о таковой, мы ещё будем неоднократно говорить позже более подробно, со всеми нюансами и исключениями. Перевоплощение душ — отдельная серьезная и долгая тема.

На первый взгляд, это определение кармы может показаться каким-то необычным и немного искаженным.  Даже сказочным и неправдоподобным. Еще бы! Однако, оно совершенно не вписывается в тот мир, который нам известен. Правильнее сказать, в наши традиционные знания, которым всех учат с раннего детства. Несмотря на это всё, кармический закон, отнюдь, не перестает существовать и уж тем более действовать и влиять на нашу жизнь в этом мире. Необходимо глубокое понимание всего двух вещей –

  1. что такое карма и как она действует;
  2. что такое душа и как она перевоплощается.

Именно эти два пункта и позволяет понять мироустройство. Они помогаю объяснить все события и ситуации, происходящие в этой жизни. Даже в том случае, когда они находятся за гранью нашего понимания и на которых обычно ставят клеймо «случайное совпадение», «судьба» или «злой рок».

Как рождается карма

Само по себе чистое сознание – это и есть душа несвязанная с материей (телесной оболочкой), но в данном случае этот термин мы употребляем в таком понимании: если живое существо наделено сознанием (совокупностью ума и разума), то оно способно осознавать себя и свои поступки, то есть действовать осознанно.

Получается, что только в человеческом теле и облике есть возможность соблюдать божьи законы. Более того, следуя дхарме (своему долгу) или, наоборот, заниматься греховной деятельность. Отсюда рождается карма – позитивная или же, негативная, отрицательная. Что касается животных, то у них абсолютно нет сознания. Они не могут нести ответственность за свои мысли и деяния. По этой причине отработать карму им невозможно.

Итак, что же такое карма ? Получается, что это череда и последовательность некоторых обстоятельств и событий. Их причиной возникновения могли послужить совершённые ранее, в прошлых жизнях, поступки живого существа (души). Естественно, что речь идёт обо всех его формах воплощения в виде человека.

Ещё более двух тысяч лет назад, сам Будда Шакьямуни объяснял, что неверие в основные законы кармы является одним из самых грубых невежеств. Это самое плохое, что может произойти с живым существом. В сутре о законах Кармы, он в деталях прояснял Ананде и остальным последователям, что человек уже сам является причиной и основой, как своего счастья, так и горестей и печалей. Понимая это, все нравственные предписания — это прежде всего самая правильная и рациональная форма взаимодействия с этим материальным миром. Так, когда мы не доставляем мучений и страданий окружающим, мы не создаём и причин и для собственных неудач и горестей.

Колеса кармы

Понятие кармы не означает только те события и следствия после них, которые мы испытываем на себе в результате совершенных действий. В понятие кармы входят также и наши помышления и различные поступки. Именно они и явились причиной произошедших в будущем событий.

Исходя из накопленного веками опыта и знаний, а также благодаря учениям древних, все наши действия и помыслы, слова и дурные мысли во всех прожитых жизнях продолжаются до бесконечности. Они всегда повлекут за собой иные ситуации и поступки. По сути, это есть колесо кармы. До тех пор пока не пропадет причина его движения — оно будет крутиться. Однако, затормозить колесо кармы можно прежде всего, за счет компенсации отрицательных действий. Их необходимо заменить добрыми, позитивными.  Благодаря совершенству, мудрости и состраданию. С другой стороны, как считает буддизм, это будет длиться до тех пор, пока не настанет всеобщее, полное просветление.
Карма в своей основе, не имеет ни начала,  ни конца. Следовательно, не существует и начала времён. Вселенная существовала всегда и будет существовать вечно. Колеса кармы будет вращаться пока это так.
Буддисты уверены, что карма пропадает после просветления личности. Для этого человек должен перестать совершать негативные поступки мыслить только созидательно и позитивно. Вообще, избежать кармы нельзя.

Иными словами, когда мы рождаемся и умираем в этом, материальном мире, связка «причина-следствие» или «поступок-последствие» – проявляется  абсолютно замкнутой по кругу цепью.

Одни поступки приводят к тем или иным последствиям, а под влиянием тех или иных последствий, мы совершаем новые поступки, которые рождают новые последствия. И так будет бесконечно, пока мы заняты материальной деятельностью, не задумываемся о своей истинной природе и не пытаемся восстановить утраченную связь с Богом.

Колесо кармы имеет тесную взаимосвязь с колесом сансары – круговоротом рождений и смертей. Причиной возникновения кармы являются поступки человека, его материальная деятельность. Причиной реинкарнации души, то есть, воплощение в том или ином теле, также является материальная деятельность души в человеческом теле. Поэтому можно говорить о том, что колесо кармы и колесо сансары практически одно и то же. Если объединить два этих понятия, то получиться одно общее колесо, в котором карма будет причиной, а сансара – следствие.

Приходя к понятию реинкарнации и кармы, важно понять, что мы не тела – мы души, которые воплощаются в новом теле и несут за собой последствия своих прошлых поступков – карму.

Карма

Виды кармы

Древние Веды объясняют, что карму можно разделить на несколько подвидов или категорий. Часто, на санскрите её виды имеют следующие названия:

  • санчита – вся накопленная карма (плохая и хорошая);
  • прарабдха – созревшая карма, которую предстоит испытать в ближайшее время;
  • криямана – карма, создаваемая текущими действиями;
  • агама – карма от будущих (планируемых) действий.

Из определений видов кармы можно сделать вывод, что с одной стороны – прарабдха является составной частью санчита-кармы, с другой – криямана и агама кармы стоят как бы особняком по отношению к первым двум типам, но это не так. Как мы говорили ранее «причина-следствие» – это неразрывная связка, в данном случае санчита и прарабдха – это следствие, а криямана и агама – это причина, которая позже перейдет в следствие. Помните: созревшая карма оказывает влияние на наши текущие поступки, в результате которых рождается новая карма.

Санчита-карма

Для начала, давайте поймём, что санчита в переводе с санскрита переводится буквально – карма собранная воедино. Это совокупная карма от совершенных действий и накопленная отдельным живым организмом (индивидуальной душой) во всех её видах в форме человека. Её можно подразделить на известную, неизвестную и созревшую.

  • Известная карма может быть только в текущем воплощении, т.е. это те поступки, о которых нам известно, и которые можно проанализировать.
  • Неизвестная карма – это авьякта (непроявленная). Таким образом, поступки и проявившиеся после них последствия, которые душа совершала во всех предыдущих воплощениях в человеческом теле и есть авьякта. Этот длинный хвост из кармы может тянуться на протяжении миллионов воплощений. Однако знать об этом нам не дано. Мы не имеем права помнить предыдущие воплощения. При переселении души (реинкарнации) вместе с гибелью тела происходит и отмирание ума — тонкой составляющей души. Таким образом, всё чем мы обладаем – это лишь текущим сознанием, которое принадлежит нашему текущему, человеческому телу. Проанализируйте свои мысли и действия в этом воплощении.
  • Созревшая карма – это прарабдха. Она может быть как известной, например, вы совершили поступок в этом воплощении и реакция последовала незамедлительно или через несколько дней, так и неизвестной – основная часть созревшей кармы, которая является следствием прошлых реинкарнаций.

Санчита напоминает айсберг. Основная часть скрыта под водой. Это неизведанная и закрытая часть кармы из прошлых жизней. Другая же часть, которая над водой – это уже созревшая карма. Прарабдха.

Прарабдха-карма

Итак, прарабдха – это созревшая часть санчиты. Это те «семена», плоды которых подошло время собирать. Иными словами, это уже созревшая карма. Теперь, она должна быть испытана этим живым существом в его текущем воплощении в этой жизни души. Однако, ни одно живое существо в этом мире не может отработать все следствия своих более ранних действий и решений из прошлых жизней. Только та часть санчита-кармы, которая уже созрела, в один прекрасный момент вступает во взаимодействие с этой реальностью в виде каких-либо ситуаций.

Плохая и хорошая новость: прарабдха-карму почти невозможно избежать или изменить ее, через нее необходимо пройти, чтобы заплатить долги за совершенные поступки (плохая новость) или наоборот получить вознаграждение (хорошая новость). Но об этом мы еще поговорим в следующей статье «Карма и судьба».

Именно прарабдха-карму мы видим в собственном гороскопе, она представляется положением планет в момент рождения.

Карма

4.3.Криямана-карма

Криямана – это те последствия, которые формируются текущими поступками человека. Иначе говоря, криямана – это причина (наши текущие поступки), которые каждый день формируют санчиту – следствие.

Под влиянием санчита-кармы и ее созревшей части – прарабдхи, люди похожи на марионеток, управляемые невидимыми нитями тех последствий, причиной которых стали прошлые деяния живого существа в человеческих формах жизни.

Определение криямана-кармы позволяет сделать вывод, что это как раз и есть человеческая свобода воли. Наша способность к сознательному выбору и созиданию в каждый момент настоящего времени, позволяет совершать новые поступки, которые формируют нашу будущую карму-следствие (санчиту).

Разумеется под воздействием прарабдхи, которая оказывает на нас влияние, мы совершаем новые поступки. Но значит ли это, что мы продолжаем оставаться марионетками? Нет, все дело в уровне нашего сознания. Если мы совершаем осознанные поступки, четко понимая, какие последствия нам за них уготованы – значит, мы пользуемся свободой воли. Если же нам нет дела до всего того, что с нами происходит, то мы проживаем неосознанную жизнь, а значит под влиянием последствий совершенных поступков, мы совершаем новые такие же или еще хуже поступки, ввергая себя во всё большую пучину невежества.

4.4. Агама-карма

Агама – это возможная карма, которая может быть сформирована от запланированных в будущем действий. Она отражает способность человека жить осознанно, а именно планировать свои поступки и предвидеть последствия от них. Агама – это некая виртуальная часть кармы, которая возникает вместе с мыслями и планами человека и не зависит от того, станет ли индивид осуществлять их в реальности или нет.

Если вы запланировали свои действия и начали работать над осуществлением плана, то первое – это агама, а второе – криямана.

5. Карма и лучник

Итак, есть предопределенная карма–следствиесанчита и ее составная созревшая часть прарабдха. И есть карма, которую человек каждый день формирует своими сознательными или наоборот бессознательными поступками – карма-причинакриямана и агама.

Веды изобилуют примерами и историческими фактами, позволяющими лучше понять те или иные процессы и закономерности. Так и в случае с кармой Веды приводят пример-аналогию с лучником, который наглядно позволяет понять механизм действия кармы.

Лучник берет стрелу и пускает ее из своего лука. Колчан стрел за спиной лучника – это вся накопленная санчита, а именно ее непроявленная часть – авьякта, которая только собирается воплотиться в будущем. Каждая стрела, которую лучник взял, олицетворяет как само живое существо, воплощенное в определенном теле согласно его карме, так и действие живого существа в определенном направлении. Лучник не может вернуть назад выпущенную стрелу. Пущенная стрела – это прарабдха, результат которой он обязательно должен будет получить. Стрела, которую он собирается выпустить – это криямана.

В следующей статье мы поговорим о судьбе и разберем еще несколько видов кармы, а именно созревшей кармы – прарабдхи, а также узнаем, можем ли мы изменить те события, которые с нами происходят.

Продолжение:

Карма. Часть 2: Карма и судьба – есть ли разница? Примеры хорошей и плохой судьбы